Самый зрелищный и всеми узнаваемый памятник этого периода — собор Василия Блаженного. Однако лишь по его облику судить о том, как выглядела русская архитектура XV–XVII веков, было бы неправильно. Она гораздо многограннееСобор Василия Блаженного Собор Василия Блаженного (Фото: TTstudio / Shutterstock / FOTODOM)

Русскую архитектуру XV–XVII веков принято объединять в один период, однако длился он так долго, что просто не мог ограничиться одним-единственным архитектурным стилем. Часть возведенных тогда построек относят к шатровому стилю, часть — к дивному узорочью и другим.

В рамках спецпроекта «Путеводитель по архитектурным стилям» рассказываем о знаковых памятниках русской архитектуры XV–XVII веков и об их создателях. А также о том, верно ли нарышкинский стиль, характерный для заключительной части этого периода, называть барокко.

Путеводитель по архитектурным стилям

Путеводитель по стилям архитектуры — это совместный проект «РБК Недвижимости» с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. В нем вместе с сотрудниками музея мы рассказываем о крупнейших архитектурных стилях и их ключевых особенностях, а также об архитекторах, работавших в этих стилях, и знаковых постройках, возведенных по их проектам.

Русская архитектура XV–XVII веков. Чем она отличается

Русское зодчество XV–XVII веков невозможно охарактеризовать в двух словах. «За это время сменилось несколько исторических эпох: княжеский период, рождение царства, Смутное время и начало правления новой царской династии. Каждая из этих эпох наложила свой отпечаток на отечественное зодчество», — рассказывает искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры имени А. В. Щусева Кирилл Постернак.

Как и в случае более ранних эпох, отслеживать развитие каменной русской архитектуры XV–XVII веков удобнее всего по храмовому зодчеству, а главным местом ее расцвета стала Москва. Московские князья считали себя преемниками князей Владимирских. Эти притязания явным образом отразились в архитектуре: возводившиеся в московских владениях храмы подражали церквям Владимиро-Суздальской Руси.

XV–XVI века

Вторая половина XV века стала временем стремительного возвышения Московского княжества, консолидировавшего вокруг себя русские земли. «Зримым воплощением нового статуса Москвы явился грандиозный ансамбль Кремля, реконструированный в конце XV — начале XVI века по образцу европейских замков-резиденций», — рассказывает эксперт. Работами руководили приглашенные итальянские зодчие. Они привнесли немало нового в русскую архитектуру. С их именами связывают даже начало шатрового зодчества — архитектурного стиля, для которого характерна многогранная форма завершения здания, напоминающая шатер, поясняют в Музее архитектуры.

Стык XVI–XVII веков

Трагические события Смутного времени (периода глубокого политического и экономического кризиса на Руси и иностранной интервенции) почти на два десятилетия прервали развитие отечественной архитектуры, поясняют в Музее архитектуры имени Щусева.

XVII век

«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». 1922 год«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». 1922 год(Фото: А. М. Васнецов / Public domain / Wikimedia Commons)

Новый этап в ее истории связан с активным строительством, которое велось в Москве в первой половине — середине XVII века по заказу царей из новой династии Романовых. «Сложные формы и богатый декор царских построек дали начало оригинальному стилю, известному в наши дни под названием дивного узорочья. Для него характерны обилие мелких деталей, яркая раскраска фасадов, почти скульптурные силуэты храмов», — рассказывает Кирилл Постернак.

Большое влияние на архитектуру XVII века оказала Русско-польская война 1654–1667 годов. Среди новых подданных московских царей оказалось множество мастеров — выходцев из Речи Посполитой. При их участии в русском зодчестве сложился так называемый нарышкинский стиль, говорят в Музее архитектуры имени Щусева. Его особенностью стало использование форм и изобразительных мотивов западноевропейского искусства в сочетании с новыми конструктивными и планировочными схемами.

Назван он в честь Нарышкиных — древнего боярского и дворянского рода, которые активно поддерживали Петра I в стремление привнести в Россию европейские веяния и возводили в своих имениях храмы в этом стиле. «Иногда этот стиль называют московским барокко, что не вполне верно: несмотря на многочисленные новшества, он был еще крепко укоренен в средневековой традиции», — поясняет эксперт.

Архитекторы, создававшие русскую архитектуру XV—–веков

Ридольфо Аристотель Фиораванти (примерно 1415–1486 годы)

Ридольфо Аристотель Фиораванти — итальянский архитектор и инженер, происходящий из семьи потомственных архитекторов. Считается, что под его руководством в Италии впервые было перемещено здание (это была 24-метровая колокольня). В Россию переехал в 70-х годах XV века. По его проекту простроен Успенский собор Московского Кремля.

Альвизе Ламберти да Монтаньяна (н/д — около 1531 года)

Альвизе Ламберти да Монтаньяна — итальянский архитектор, которого в Москве прозвали Алевизом Новым (до этого был еще один архитектор с таким же именем, который строил, например, стены, башни и ров Московского Кремля со стороны Неглинной). По его проекту построен Архангельский собор Московского Кремля.

Петр Франческо ди Аннибале (годы жизни неизвестны)

Петр Франческо ди Аннибале — итальянский архитектор, работавший в России в 30-е годы XVI века. На Руси он был известен под именем Петрок Малой, или Петр Малой Фрязин (последнее прозвище — это искаженное слово «франк», старорусского названия выходцев из Южной Европы). По его проекту построена Церковь Вознесения в Коломенском.

Главные памятники русской архитектуры XV–XVII веков

1. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *