Сроки реализации третьего этапа модернизации Восточного полигона могут быть смещены на год или два, тогда как РЖД планировали приступить к этим работам в начале 2025 года. Сейчас годовой лимит средств на работы почти исчерпан
РЖД сместят сроки строительства третьего этапа Восточного полигона на год или два, сообщил в пятницу, 20 июня, замгендиректора холдинга Андрей Макаров в ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме. Компания рассчитывала приступить к работам в начале текущего года (согласно более ранним планам — в 2024-м), но сокращение инвестпрограммы, в том числе в части увеличения провозной способности БАМа и Транссиба, а также Красноярской железной дороги до 110 млрд руб. с 400 млрд руб. годом ранее, уже предполагало «разворот» нового этапа реконструкции.
«Вот это действительно проблема, потому что мы выполняли <…> проектирование, мы должны были выйти уже на первые работы с начала этого года. Сейчас это сдвигается минимум на год. Но реально мы видим, что два года здесь будет, наверное, сдвижка», — сказал Макаров.
По его словам, в общей сложности инвестпрограмма на текущий год снизилась до 880 млрд руб. (в конце года совет директоров РЖД утвердил инвестпрограмму на уровне 890,9 млрд руб. — РБК) при 1,5 трлн руб. в 2024 году. В частности, объем строительства сократился более чем на 400 млрд руб., до «чуть больше» 300 млрд руб., и лимит на реализацию некоторых инфраструктурных проектов уже исчерпан. Заемные средства компания привлечь не может в связи с ограничениями правительства на объемы заимствования.
В итоге было принято решение о сохранении такой договоренности только с Кузбассом в объеме 54,1 млн т, и уже в первый месяц 2025 года РЖД отметили рост экспорта неугольных грузов на уровне 14,3%. Сейчас лимит на расширение Красноярской железной дороги «выработан полностью». «Там подрядчики еще в мае закончили все работы, потому что лимит был сокращен кратно. По проектам БАМа я ожидаю, что сентябрем-октябрем мы тоже завершим все наши работы», — сказал Макаров.
РЖД решили проверить вместимость путей для регистрации новых вагонов Бизнес
За пять месяцев 2025 года погрузка РЖД упала на 7,3%, до 465,2 млн т. Существенный вклад в эту негативную динамику внесло снижение перевозок стройматериалов, металлургических и нефтяных грузов.
По прогнозам Александра Котова, партнера NEFT Research по консалтингу, перевозки на Восточном полигоне даже с учетом сдвига сроков строительства третьего этапа останутся на текущем уровне, однако это в первую очередь ударит по низкоприоритетным для РЖД грузам, а именно углю. «Нивелировать смещение сроков можно путем стимулирования перевозок в северо-западном и южном направлениях, например, снижением тарифа», — заключил эксперт.
В конце мая 2025 года правительство утвердило антрикризисную программу для угольной отрасли, среди ее пунктов — предоставление некоторым компаниям 12-процентных скидок на транспортировку их продукции по железной дороге в адрес портов юга и северо-запада. В частном порядке этот дисконт может быть повышен, рассказал «РИА Новости» замминистра энергетики Дмитрий Исламов 18 июня. Выпадающие доходы РЖД вследствие действия такой преференции могут быть покрыты субсидией в размере 6 млрд руб. Ранее также власти обсуждали компенсацию на уровне 60 млрд руб., однако Минфин заявил, что в бюджете такой объем средств для этого не предусмотрен.
Читайте РБК в Telegram.