Холдинг «Новапорт» планирует привлечь под реконструкцию 13 своих аэропортов 60 млрд руб. внебюджетных средств. Они будут окупаться за счет инфраструктурного сбора с авиакомпаний, который власти могут ввести во второй половине года Аэропорт Кемерово
Аэропортовый холдинг «Новапорт» планирует привлечь для реконструкции аэродромной инфраструктуры 13 своих аэропортов около 60 млрд руб. внебюджетных средств, рассказали РБК источники в аэропортовой отрасли. Это больше половины всего объема требуемых внебюджетных инвестиций в проекты государственно-частного партнерства (104 млрд руб.) в федеральном проекте «Развитие опорной сети аэродромов». По словам собеседников РБК, общий объем капитальных затрат холдинга на реконструкцию инфраструктуры этих воздушных гаваней, если по всем 13 аэропортам будут заключены концессионные соглашения, может составить около 130 млрд руб.
В марте пресс-служба правительства сообщала о планах Минтранса до конца 2025 года заключить три концессионных соглашения — по аэропортам Кемерово, Читы и Ставрополя (все три входят в «Новапорт»). Источники РБК говорят, что на реконструкцию объектов в этих трех аэропортах потребуется 40 млрд руб., из которых 10 млрд холдинг должен будет привлечь с рынка.
Ранее в большинстве случаев строительство и реконструкция аэродромной инфраструктуры (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны) велись за счет государственного бюджета, так как считалось, что частный оператор не в состоянии в короткие сроки окупить дорогостоящие вложения в такую инфраструктуру в отличие от аэровокзальных комплексов, строительство которых либо отдается частным инвесторам, либо в отсутствие таковых финансируется за счет региональных бюджетов. Решение о применении механизма концессии было принято из-за нехватки бюджетных средств в перспективе шести лет.
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний Бизнес
С каких аэропортов будут собирать деньги
В ВЭБ.РФ, координаторе разработки нормативной базы для этого проекта, РБК уточнили, что инфраструктурный сбор будет взиматься «котловым методом». То есть не только в аэропортах, в которых будет вестись реконструкция, но и в других организационно связанных аэропортах-донорах. «Предполагается, что сбор будет одинаковым (во всех аэропортах одного холдинга. — РБК) по стоимости», — добавили в госкорпорации.
Какие аэропорты реконструирует «Новапорт»
«Новапорт» — крупнейший по количеству аэропортов профильный холдинг в России. По федеральному проекту «Развитие опорной сети аэродромов» он планирует реконструировать инфраструктуру аэропортов Минеральных Вод, Новосибирска, Калининграда, Пскова, Улан-Удэ, Перми, Нальчика, Мурманска и Астрахани. С нуля будет построена инфраструктура аэропорта Шерегеш в непосредственной близости от одноименного горнолыжного курорта. Донорами выступят оставшиеся девять аэропортов холдинга: Барнаул, Белгород, Владикавказ, Воронеж, Томск, Волгоград, Саранск, Тюмень, Челябинск.
По данным ЕГРЮЛ на 2 апреля 2025 года, ООО «Новапорт Холдинг» на 100% принадлежит МКОО «Ти.Эс.Транс Сайбириа Ко», зарегистрированной в Калининграде. Аэропортовый холдинг основан бенефициаром AEON бизнесменом Романом Троценко.
Роман Троценко продал контрольный пакет корпорации АЕОН Бизнес
В пресс-службе ВТБ отметили, что рассматривают возможность финансирования аэродромной инфраструктуры в рамках федерального проекта. «Участие в масштабных инициативах по созданию и модернизации инфраструктуры — одно из стратегических направлений работы ВТБ», — сказал представитель банка, напомнив о многолетнем опыте ВТБ по финансированию таких проектов, включая аэропорты.
В ВЭБ.РФ подчеркнули, что развитие аэропортовой инфраструктуры остается «безусловным приоритетом» для банка. «Госкорпорация продолжит развитие аэропортовой инфраструктуры и планирует активно участвовать в организации привлечения необходимого внебюджетного финансирования с коммерческого рынка, а также с учетом своего опыта в этой отрасли будет активно содействовать государству в части структурирования таких проектов для обеспечения баланса рисков сторон», — отметил старший управляющий партнер ВЭБ.РФ по ГЧП Павел Селезнев (его слова передала пресс-служба).
Собеседники РБК в авиакомпаниях говорят, что на данный момент не приглашены к обсуждению финального перечня аэропортов и размера инфраструктурного сбора, который будет в них введен. Один из собеседников утверждает, что авиакомпании выступают против введения сбора. «В условиях нарастающей финансовой нагрузки на авиакомпании, которая обусловлена масштабной реконструкцией аэропортовой инфраструктуры в России, никакой уровень инфраструктурного сбора не может считаться приемлемым — это чрезмерная нагрузка на перевозчиков. С сентября 2024-го авиакомпании уже платят повышенные ставки за аэронавигацию для финансирования фонда капитального ремонта аэропортов», — напомнил он.
Любое увеличение расходов, в том числе за счет введения инфраструктурного сбора, ведет к росту стоимости авиаперевозки для конечного потребителя, прокомментировали РБК ситуацию в «Аэрофлоте». РБК направил запросы в «Аэропорты регионов», «Новапорт» и «Аэродинамику», а также в Сбербанк и Газпромбанк.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает введение инфраструктурного сбора «рациональным решением» для привлечения средств на реконструкцию аэропортовой инфраструктуры в условиях ограниченности бюджетных ресурсов. «Во-первых, этот сбор будет расходоваться целевым методом. Во-вторых, его будут собирать до тех пор, пока инвестиции в аэродром не окупятся. Тогда как при включении капитальных затрат в аэропортовые тарифы операторов рассчитывать на снижение ставок по окончании инвестиционного цикла не приходится», — говорит он, добавляя, что в мировой практике окупаемость таких проектов, как развитие аэродромной инфраструктуры, занимает два-три десятилетия.
Как будет работать инфраструктурный сбор
Операторы реконструируемых аэропортов и аэропортов-доноров будут направлять взимаемый с перевозчиков инфраструктурный сбор либо в подведомственный Росавиации ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», либо в другую подведомственную структуру Минтранса, так как не имеют права оставлять эти средства в своем периметре, объяснил источник РБК, знакомый с ходом обсуждения схемы финансирования. Организация — получатель средств, в свою очередь, будет распределять их на счета компаний-концессионеров, которые ведут реконструкцию объектов. На старте проекта концессионеры будут получать финансирование в коммерческих банках. В отдельном порядке концессионеру может быть выделен капитальный грант, который покроет разницу между расходами на строительство и доходами от эксплуатации аэродрома.
Читайте РБК в Telegram.