Аналитики ожидают восстановления погрузки РЖД в 2025 году на уровне 1%. Сдерживать показатели будут санкционное давление, экспортные цены на российскую продукцию и замедление темпов экономики, среди иных факторов — дефицит кадровФото: Александр Щербак / ТАСС Фото: Александр Щербак / ТАСС

В 2025 году погрузка на сети РЖД, в соответствии с базовым сценарием, вырастет примерно на 1%, подсчитали в Информационном центре операторов (ИЦО): «Ограничивающими факторами» выступят санкционное давление, цены на российскую продукцию на внешних рынках, замедление темпов экономики, высокий оборот вагона (время от погрузки до следующей погрузки; рост показателя продолжится, его темпы снизятся и составят менее 4% против 6% в 2024-м)».

В РЖД, комментируя выводы аналитиков ИЦО, сообщили РБК, что также ожидают роста погрузки в следующем году, сообщил представитель холдинга, но не уточняя конкретные показатели. Как сообщил в среду, 20 ноября, гендиректор РЖД Олег Белозеров в ходе выступления на пленарном заседании форума «Транспорт России», по итогам 2024 года компания готовится к падению перевозок на «чуть меньше чем 4%». По итогам десяти месяцев погрузка составила 986,6 млн т, что на 4,2% меньше аналогичного периода прошлого года, наихудшая динамика была зафиксирована в сентябре.

Существенному восстановлению погрузки РЖД в 2025 году будет препятствовать прежде всего «острейший дефицит» синих воротничков (станционных работников, составителей поездов, осмотрщиков поездов и других технических специалистов), полагает Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики». «Можно иметь любой объем заказа на перевозки, он может быть оплачен, но если некому физически работать на станции, то такой объем перевозок будет сложно провезти», — отметил он. По оценке самих РЖД, сейчас компании не хватает более 2,5 тыс. машинистов.

Среди внешних факторов — динамика цен на мировых рынках (по данным агентства NEFT Research, стоимость энергетического угля на базисе FOB Восточный в 2022 году составляла $152,24 за тонну, в 2024-м — $84,38) и спрос основных клиентов, прежде всего Китая. Внутренние факторы связаны с доступностью основных направлений перевозки (достаточность инфраструктуры и локомотивной тяги), а также стоимостью доставки (сейчас, по оценке NEFT Research, цена на перевозку угля на маршруте Кузбасс — Восточный составляет 153–156 тыс. руб. (без НДС), доля логистики в цене FOB достигает 83%). Продолжающийся ускоренный рост тарифов РЖД (с 1 декабря тарифы на грузовые перевозки будут проиндексированы на 13,8%. — РБК) может оказать «ограничивающее влияние» на объемы вывоза, указывают аналитики.

Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов считает, что погрузка угля на сети РЖД в 2025 году может составить около 380 млн т. Из них 180–184 млн т придутся на внутренние перевозки, 190–195 млн т — на экспорт. «Внутреннее потребление останется на уровне прошлого года, экспорт тоже не снизится сильно относительно показателя текущего года, так как слабый рубль поддержит экспортеров», — поясняет эксперт.

Бурмистров также полагает, что ослабление рубля поддержит экспортеров «с точки зрения финансовой ситуации»: «Это даст им возможность чуть более устойчиво себя чувствовать».

С учетом растущего оборота (при его сохранении выше 20 суток) и ограниченных производственных способностей заводов дефицит будет нарастать, считают в ИЦО. На доступность цистерн повлияет их стоимость (по состоянию на начало 2024 года цистерны стоили 6,5–7 млн руб.). Ключевым фактором в размере аренды цистерн останется объем предъявляемых к перевозке грузов НПЗ. В случае восстановления перевозок нефтеналивных грузов в условиях дефицита парка ставки будут расти темпами, превышающими инфляцию.

«Для строительства парка при текущих ценах и уровне ключевой ставки заказчики должны платить почти в два раза выше нынешних цен, но уровень 3790 руб. уже расценивается как оптимистичный, хотя и является объективным», — говорит другой источник РБК на транспортном рынке. Сейчас средняя цена аренды в значительной мере определяется долгосрочными контрактами, но со временем их влияние будет снижаться. По мнению собеседника РБК, единственный фактор, который может «охлаждать» ставки, — профицит парка. Для этого нужно значительно нарастить скорости РЖД или «убить экспорт». «В нынешней геополитике первое вряд ли возможно, а второе вряд ли допустимо», — заключает он.

Читайте РБК в Telegram.

Источник

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *