Бывший производитель водки «Хортиця» и Ярославский ликеро-водочный завод, судившиеся из-за алкогольных брендов, заключили мировое соглашение. «Родник и К» разрешил конкуренту выпускать марку «Лесная мороша» до конца 2025 года
Бывшее предприятие украинского алкогольного холдинга Global Spirits — подмосковное «Родник и К» — заключило мировое соглашение с Ярославским ликеро-водочным заводом (ЯЛВЗ) в рамках спора об использовании последним брендов водки «Лесная мороша» и созвучных ему. Соответствующее решение было вынесено 18 ноября, следует из картотеки арбитражных дел.
«Родник и К» подал иск в арбитражный суд Ярославской области на ЯЛВЗ в ноябре прошлого года. Поводом стало то, что ярославский завод использовал на этикетках своей водки «Мороша на минеральной воде Карелии» обозначения, «сходные до степени смешения» с брендами «Родник и К». В ходе судебного процесса ЯЛВЗ подал встречный иск, потребовав от «Родник и К» признать свое право на использование марок до конца 2024 года, а также запретить подмосковной компании «чинить препятствия» в их использовании. Причем речь во встречном иске идет не только о брендах «Лесная мороша» и созвучных ему, но и «Шустовъ», «Первакъ» и «Шоколатье».
Суд запретил разбирательство по торговой марке водки «Хортиця» на Кипре Бизнес
По мнению Барабаш, вероятнее всего, суд запретил бы ярославскому заводу использовать бренды «Родник и К». В то же время она отмечает, что встречный иск ЯЛВЗ тоже имел шанс на победу при условии, что компания доказала бы, что расторжение договора в одностороннем порядке было совершено с нарушениями, например если лицензия была безотзывной. Таким образом, обе стороны оказались в ситуации, когда требования к каждой из них с почти одинаковой степенью вероятности могли быть удовлетворены, резюмирует Барабаш.
Гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина считает иначе. По ее мнению, позиция ЯЛВЗ не была достаточно сильной, для того чтобы продолжать спор. Это может быть обусловлено не только объективными шансами на победу, но и растущей ценой риска в случае проигрыша увеличивающейся с каждым днем производства спорной продукции, отмечает Акиньшина.
То, что в рамках соглашения ЯЛВЗ сможет поставлять свою продукцию только в «Магнит», по ее мнению, может быть связано с желанием «Родник и К» ограничить присутствие ярославского завода на рынке. Возможно, «Родник и К» планирует привлечь других лицензиатов и согласовать с ними более выгодную цену лицензии, отмечает Акиньшина.
«Мы напивались водкой и орали «Эй, ухнем». Что Джонсон рассказал о России Политика
Что представляет собой Ярославский ЛВЗ
Предприятие, согласно данным на его сайте, было построено в 1901 году под руководством вдовы тайного советника Марии Шубиной-Поздеевой, которая была известна как «водочная королева» Ярославской губернии — отделения ее завода находились в Ярославском уезде, еще по два работали в Рыбинске, Мологе и Пошехонье. В 1950-е годы предприятие, как утверждается на его сайте, освоило выпуск «советских виски», который поставлялся в том числе на экспорт. В 2010-е годы завод выпускал водку Nemiroff одноименной украинской компании. Сейчас Ярославский ЛВЗ производит водку «Ярославская», «Хлебосольная», «Первая проба», Tolga и другие.
ООО «ЯЛВЗ» на 50% принадлежит Евгению Комиссарову, еще по 25% у Екатерины Когтевой и Александра Мосякина, следует из данных ЕГРЮЛ. Последний в июле этого года стал совладельцем ООО «Эврика», владеющем водочными марками Organika и Organika Life. Разливаются они на Ярославском ЛВЗ. Выручка ЯЛВЗ по итогам 2023 года выросла год к году на 93,4%, до 3,3 млрд руб., чистая прибыль увеличилась в 2,5 раза и достигла 38,6 млн.
С кем еще судился «Родник и К»
Ярославский ЛВЗ — не единственное предприятие, с которым судился «Родник и К». В марте этого года компания подала иск в Арбитражный суд Калужской области к калужскому ликеро-водочному заводу «Кристалл» с аналогичными требованиями. В частности, «Родник и К» хотел запретить «Кристаллу» выпускать продукцию под брендами «Лесная мороша», «Первакъ», «Шустовъ», «Шоколатье» и взыскать с него 32 млн руб. компенсации.
В итоге 9 октября стороны также заключили мировое соглашение, следует из картотеки арбитражных дел. Оно подразумевало, что «Кристалл» выплатит «Родник и К» компенсацию в 6,3 млн руб. за уже проданную продукцию, а в дальнейшем так же, как и ЯЛВЗ, будет выплачивать по 6 руб. за каждый литр.
Основатель «Красного & Белого» назвал причину трезвости россиян Бизнес
Новое руководство «Родник и К» могло «здраво оценить» выгоду от завершения споров и предоставления лицензии на товарные знаки, полагает Барабаш. По сути сейчас «Родник и К» прекращает споры с лицензиатами, инициированными в ходе или до сложного процесса смены собственников и руководства, констатирует она.
Рынок водки в России
По данным Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками, за девять месяцев 2024 года производство водки в стране составило 64,4 млн дал. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на 1,8%.
По данным аналитической компании «Нильсен», в январе—октябре 2024 года наиболее популярным брендом водки в стране по натуральному объему продаж были «Тундра», Finsky Ice и «Архангельская». «Лесная мороша» в этом списке занимала лишь 23-ю позицию, уточнили РБК в NielsenIQ. При этом год назад этот бренд занимал шестое место, а в 2022 году входил в тройку лидеров.