После обсуждений между ведомствами власти решили убрать из законопроекта о платформенной экономике часть спорных пунктов, в том числе требования к скоропортящимся товарам. Но по ряду положений противоречия сохраняются Фото: Олег Яковлев / РБК Фото: Олег Яковлев / РБК

Власти учли предложения ряда ведомств об изменении законопроекта «О платформенной экономике», который определяет работу маркетплейсов, агрегаторов услуг и других цифровых платформ. Это следует из письма первого замминистра экономического развития Максима Колесникова руководителю аппарата правительства Дмитрию Григоренко (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием).

Речь идет о законопроекте Минэка, в котором дается определение посреднических цифровых платформ (к ним относят площадки, где размещаются предложения о продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ, а также о размещении заказов, которые дают возможность заключать сделки между партнерами и пользователями, а также оплачивать товары и услуги с помощью технических средств платформы). О подготовке министерством единого для всех цифровых платформ проекта закона стало известно в конце сентября.

Как пояснил РБК Максим Колесников, доработанный текст законопроекта был отправлен в правительство. Новая редакция, по его словам, значительно переработана по поручению Григоренко: «Учтены многие комментарии от других ведомств и бизнеса, при этом сохранена общая архитектура, учитывающая интересы всех ключевых участников платформенной экономики».

Экономика ФАС раскритиковала законопроект о работе маркетплейсов и агрегаторов Фото: Станислав Красильников / ТАСС

В том числе сохранились требования не допускать оборот незаконной и некачественной продукции к порядку возврата товаров. Также в проект включили правила, определяющие порядок выдачи предложений при поиске на интернет-платформе за счет их рейтинга и других параметров; определена возможность участия исполнителей работ на платформах в социальных и пенсионных программах. «Сейчас платформы не могут представлять социальные и пенсионные продукты для тех, кто на них работает, так как это может быть расценено как трудовые отношения, а не отношения гражданско-правового характера. В законопроекте прямо зафиксировано, что платформы могут давать такие продукты без рисков», — пояснили в Минэке. Также исключили избыточные требования по предоставлению цифровыми платформами дополнительной отчетности госорганам, рассказал директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэка Владимир Волошин.

Для бизнеса также установлены цифровая система досудебного разрешения споров между платформами и их партнерами, требования к порядку изменения платформами условий договора, порядок установки скидок и требования о предоставлении в течение семи рабочих дней актов сверки взаиморасчетов (документ, который помогает партнерам убедиться, что их информация о платежах и долгах одинаковая).

В аппарате Григоренко подчеркнули роль развития цифровых платформ в экономике и отметили, что за счет них сформировались новые рыночные ниши и профессии. В то же время там отметили, что с ростом их влияния стала очевидна необходимость регулирования: «В первую очередь речь идет об обеспечении безопасности данных пользователей, антимонопольной защите, а также о регулировании новых форм труда. Это сложный и масштабный процесс, который требует внимательного подхода и поэтапного внедрения».

В субботу, 23 ноября, Дмитрий Григоренко сообщил в кулуарах международного чемпионата «Битва роботов», что законопроект о платформенной экономике планируют внести в Госдуму в начале 2025 года.

Как исправили проект

В письме говорится, что по инициативе Минпромторга из проекта исключили специальные требования к реализации скоропортящихся продовольственных товаров. Также в него внесены изменения о правилах предоставления цифровыми платформами скидок на товары и услуги.

В предыдущей версии законопроекта предлагалось прописать требования к реализации скоропортящихся продовольственных товаров, для сохранения качества и безопасности которых нужны специальные температурные или иные условия, без обеспечения которых товары могут стать небезопасны. Предполагалось, что площадки, которые реализуют такие товары, будут обязаны договариваться о переходе к ним прав собственности на скоропортящуюся продукцию с продавцами и только при выполнении этого условия смогут ее продавать. Но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) указывала, что это ограничит конкуренцию на рынке: издержки интернет-платформ могут вырасти, что подтолкнет их отказываться от отношений с мелкими производителями в пользу крупных.

Технологии и медиа Минэк определился с регулированием маркетплейсов и агрегаторов <p>Логистический центр &laquo;Яндекс.Маркет&raquo; в Московской области</p>

Ранее ФАС также предлагала запретить интернет-площадкам устанавливать скидки на товары партнеров без их согласия на это, штрафовать или в ином виде принуждать к скидкам (например, менять положения товаров в поисковой выдаче). Кроме того, были учтены предложения ФАС разграничить ответственность платформ и их партнеров за качество товаров, работ, услуг, реализуемых цифровыми платформами. В каких конкретно частях — в письме не уточняется.

По предложению Минцифры, из законопроекта исключили требования, обязывающие цифровые платформы передавать данные об их деятельности в уполномоченный орган, о порядке изменения договоров оказания услуг и возврата товаров силами платформ, а также размещения данных о товаре в интернете. Предыдущая редакция законопроекта Минэка предлагала запретить менять в одностороннем порядке договор об оказании услуг с партнером, если тот не был уведомлен об этом за 30 дней до применения изменений. Причем вне зависимости от того, ухудшает договор положение партнера или, наоборот, улучшает.

О чем власти не могут договориться

Максим Колесников в письме отмечает, что по ряду ключевых пунктов с другими министерствами сохраняются разногласия. Но в министерстве рассчитывают урегулировать их при дальнейшем обсуждении.

Минпромторгу и Роспотребнадзору не удается достичь согласия с Минэком по вопросу, должны ли цифровые платформы, размещающие информацию о товарах, нести полную ответственность перед покупателем за их качество и безопасность. Также спорят о том, должны ли платформы соблюдать обязательные требования для товаров, к которым такие требования предъявляются (о каких требованиях идет речь — в письме не указано). Минэк считает, что это партнеры должны указывать сведения об исполнении обязательных требований в карточках товаров.

Экономика ФНС начала работу по «управлению рисками» продавцов на маркетплейсах Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Минтруд предлагает вынести в отдельный законопроект положения об особенностях взаимодействия интернет-платформ и физлиц, предлагающих услуги или работы. Минэк же считает, что эти положения нужно сохранить в рамках обсуждаемого проекта закона.

Минцифры предлагает не заставлять платформы отдельно помечать те карточки товаров, для которых интернет-площадка меняла место в поисковой выдаче за плату (например, если размещавшая карточку компания купила рекламу). Минэк же настаивает, что это требование обеспечивает прозрачность предложений в интернете.

В пресс-службе Минцифры сообщили, что вместе с Минэком учитывают позиции всех участников цифровых платформ при разработке и согласовании предложений по законопроекту. Сейчас документ проходит межведомственное согласование, финальной версии еще нет, добавили там.

РБК направил запрос в Минпромторг.

Читайте РБК в Telegram.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *