Национальная ассоциация инфраструктурных компаний предложила правительству разрешить в 2025 году направлять авансы на закупку стройматериалов, изменять существенные условия контрактов и размещать авансы на банковских депозитах
Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК; объединяет крупнейших игроков отрасли, в частности «Нацпроектстрой», «Трансстроймеханизацию», «Автобан» и др.) в середине ноября представила в Минтранс свои предложения по мерам поддержки для индустрии. В письме от гендиректора ассоциации Марии Ярмальчук в адрес замминистра Виктора Тимофеева (есть в распоряжении РБК) перечислены антикризисные меры на 2025 год, направленные на поддержку дорожно-строительной отрасли. Они должны нивелировать влияние негативных факторов: продолжающегося санкционного давления, ускорения инфляции и роста ключевой ставки.
РБК направил запросы в ассоциацию, Минтранс, а также аппарат зампреда правительства Марата Хуснуллина. В пресс-службе Минстроя сообщили РБК, что в настоящее время при участии экспертного сообщества ведутся разработка и рассмотрение актуальных мер поддержки строительной отрасли. «Предложения НАИК также находятся на рассмотрении», — добавил представитель ведомства. В Минфине переадресовали вопросы в Минтранс.
Что происходит на стройке
Согласно данным Росстата, объем строительных работ в России в январе—сентябре 2024 года составил 10,96 трлн руб. (плюс 2,5% к аналогичному периоду 2023-го). При этом в третьем квартале темпы роста оказались минимальными с начала года, отмечали аналитики Sherpa Group: «На замедление влияли более высокая база прошлого года, окончание нацпроектов нынешних шести лет и подготовка к новым, а также менее активное, чем в 2023 году, финансирование инфраструктуры из региональных бюджетов и более жесткие денежно-кредитные условия». Инфраструктурные расходы региональных бюджетов по итогам трех кварталов 2024 года достигли 1,08 трлн руб., что было на 15% меньше, чем за аналогичный период 2023‑го.
Согласно прогнозу Sherpa Group, при сохранении нынешних темпов роста объем строительных работ в России в 2024 году может оказаться в диапазоне 16,6–17 трлн руб., что больше результата прошлого года на 2–4% в сопоставимых ценах. В свою очередь, инфраструктурные расходы региональных бюджетов в 2024 году будут на уровне 2–2,05 трлн руб., если власти субъектов «станут тратить активнее в четвертом квартале, зная о дальнейших планах государства по составу и финансированию нацпроектов (базовый сценарий), и 1,9 трлн руб., если этого не случится (пессимистичный сценарий)». «В обоих случаях объем ожидаемых средств будет меньше, чем фактические расходы на отрасль из региональных бюджетов в 2023 году (2,17 трлн руб.), а недофинансирование инфраструктуры до этого уровня в сопоставимых ценах (без вклада инфляционного роста) составит 13–21%», — предполагают аналитики.
Насколько инициативы помогут бизнесу
Собеседник РБК в отрасли инфраструктурного строительства говорит, что главная опасность для отрасли в 2025 году — риск банкротства крупных компаний с высокой кредитной нагрузкой. В отрасли также опасаются возможного массового высвобождения персонала и взятой в лизинг техники: «Благодаря политике правительства и Минстроя отрасль в последние годы находится на пике. Если одномоментно отменить меры поддержки, собственникам компаний придется предпринимать меры по снижению издержек, например сокращать персонал», — пояснил он.
Минстрой России допустил, что ряд городов в новых регионах не восстановят Экономика
Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что предлагаемые НАИК мероприятия логичны как минимум до конца 2025 года. В условиях, когда ставки по кредитам из-за роста ключевой ставки Центробанка «фактически стали запредельными», инфраструктурные компании сталкиваются со сложными вызовами. Крупные инфраструктурные проекты требуют финансирования и квалифицированного персонала, «дефицит которого сегодня острейший». «По мере снижения ключевой ставки ситуация имеет потенциал к улучшению. Но в 2025 году без поддержки финансовое положение многих инфраструктурных компаний может существенно ухудшиться. Запас прочности отраслевых игроков существенно меньше, чем у компаний, работающих, например, на рынке строительства жилья. Финансовое положение профильных компаний в отсутствие мер поддержки может ухудшиться, что формирует риски неплатежей и даже локальных банкротств», — отмечает Бурмистров.